Минфин готов к  осеннему приведению параметров казны-2015 в соответствие с реально  складывающейся в экономике ситуацией. Вчера ведомство обнародовало  поправки к закону о текущем бюджете 2015-2017 годов. Благодаря чуть  более дорогой, чем было заложено, нефти и вызванного девальвацией  всплеска потребления конца прошлого года в казне выявлены допдоходы на  сумму 641 млрд руб., которые Минфин большей частью намерен отправить на  уменьшение раздутого в апреле дефицита. 
Традиционно власти правят закон о федеральном  бюджете дважды в год — весной и осенью, подгоняя параметры казны под  текущие результаты ее исполнения. В апреле одобренный в конце 2014 года  бюджет был подвергнут жесткому кризисному секвестру: из-за снижения  прогнозной цены нефти с $100 до $50 за баррель доходы тогда пришлось  урезать сразу на 2,5 трлн руб. Расходы при этом из-за сохранения прежних  социальных и оборонных ассигнований были сокращены лишь на 0,3 трлн  руб. Это привело к появлению дефицита в размере 2,7 трлн руб., или 3,7%  ВВП, закрывать который за неимением иных источников было решено в  основном деньгами Резервного фонда. 
             
            За полгода, прошедшие после апрельской  корректировки, ситуация сильно не изменилась — так что предложенные  сейчас Минфином поправки не столь радикальны. В пояснительной записке к  законопроекту отмечается, что "в 2015 году российская экономика  продолжает адаптироваться к изменениям во внешнеэкономическом и  политическом ландшафте, происшедшим во второй половине прошлого года (к  падению цен на нефть и санкциям, закрывшим для РФ рынки капитала.— "Ъ")".  Тремя абзацами ниже Минфин, впрочем, заявляет, что процесс адаптации  уже "практически завершился": положительное сальдо платежного баланса  покрывает структурный отток капитала, девальвационные ожидания  стабилизировались, темпы инфляции сократились. 
Тем не менее подготовленные поправки к  бюджету 2015-2017 годов касаются лишь текущего года и следующие периоды  "упраздняемой" трехлетки не затрагивают. Готовя изменения, ведомство  исходило из прогнозов, что нефть в 2015 году в среднем будет стоить чуть  дороже, чем предполагалось,— $53 за баррель, а рубль будет чуть более  крепким — 61 руб./$ вместо прежних 61,5 руб./$. ВВП при этом упадет  значительнее, чем ждали,— не на 3%, а на 3,9%. Сочетание этих и прочих  факторов увеличивает ожидаемые доходы бюджета-2015 на 641 млрд — до  13,181 трлн руб. Расходы Минфин при этом предлагает поднять лишь на  165 млрд — до 15,380 трлн руб. В результате дефицит казны сокращается до  2,199 трлн руб., или до 3% ВВП. 
Минфин признает, что допдходы-2015 имеют в  основном конъюнктурный характер. В 641 млрд руб. сальдо роста и  сокращения доходов "сидят" 302 млрд руб., полученных из-за более дорогой  нефти. 374 млрд руб. дополнительно получены от НДС и налога на прибыль.  Причина — всплеск розничных продаж в декабре 2014 года, вызванный  валютной паникой населения (НДС с этих покупок поступил в казну уже в  первом квартале 2015-го). Налог на прибыль организаций вырос на  девальвации рубля и доходах от налогообложения процентов и дивидендов.  Кроме того, Минфин связывает рост сборов НДС с успехами ФНС в  администрировании — с внедрением системы АСК НДС-2. 
Увеличение расходов в 2015 году на 165 млрд  руб. произойдет в основном за счет направления еще 124 млрд руб. на  трансферты Пенсионному фонду. Выделение этих денег связано с падением  поступлений страховых взносов. Кроме того, предложенные поправки  перераспределяют 176 млрд руб. ранее расписанных расходов — 45 млрд руб.  из этой суммы пойдут на увеличение дотаций на сбалансированность  испытывающих трудности региональных бюджетов.